Главная / Новости / Петербург открывает морские линии

Петербург открывает морские линии

Петербург открывает морские линии. (ЧАСТЬ 1). Регион пытается вернуть себе часть грузопотоков, потерянных в 2022 году.

За прошедший год в Большом порту Петербурга появилось пять новых морских линий крупных компаний. Кроме того, свои новые линии пытаются выстроить многие мелкие компании, пока — в пилотном режиме. Так Петербург пытается вернуть себе часть грузопотоков, потерянных в результате радикальной трансформации международной логистики.

В 2022 году регион утратил роль морского «окна в Европу», но у него есть шансы восстановить статус крупного транспортного хаба, развивая грузовые линии на Восток, считают эксперты.

Грузы ушли

В 2022 году отказ крупнейших морских перевозчиков — Maersk, CMA CGM, Hapag Lloyd и ONE — работать с Россией сильно повлиял на порты Балтийского бассейна, особенно на Большой порт Санкт-Петербург (БПСПб), который специализировался на внешнеторговых операциях со странами Европы. Произошла переориентация грузопотоков на порты Дальнего Востока и Новороссийск. БПСПб в 2022 году серьезно сократился физический грузооборот, а еще больше — финансовый, вследствие падения почти в 3 раза объема перевалки контейнеров, дававших наибольшую из всех видов грузов долю добавленной стоимости.

Вслед за уходом западных морских перевозчиков, Петербург стали покидать и автотранспортные компании, работавшие с портовыми грузами. По данным члена правления НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» Юрия Ковалева, около 80% автоперевозчиков переместились в Московский транспортный узел.

Некоторые перевозчики ушли работать с Новороссийским портом, а большинство перепрофилировалось на внутренние маршруты.

Санкт-Петербург утратил для экспресс-перевозчиков былую значимость в новой транспортной реальности. В основном сегодня все международные направления проходят через Москву. Петербург сейчас не обслуживает нашу импортную логистику. Все наши грузы идут в Москву, там у нас есть огромные складские комплексы.

По отношению к актуальным «воротам» России во внешний мир — на Дальнем Востоке и Юге страны (см. карту) — Петербург оказался на дальней периферии.

Большой порт закрывает бреши

Однако спрос на доставку грузов в Петербург и из него в разные страны, как показали итоги 2022 года, не исчез. Один из примеров — перевозка фруктов. После того, как в марте 2022 года два крупнейших перевозчика бананов в Россию из Эквадора, Maersk и Hapag-Lloyd, закрыли свои линии, транспортная группа FESCO, одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний России, начала прорабатывать сервис для прямой (без промежуточной перевалки) доставки бананов и другой сельхозпродукции из стран Латинской Америки в порты Усть-Луга и Бронка.

Другой пример — уголь, перевалка которого в БПСПб стала увеличиваться в конце 2022 года, а в январе 2023 года рост составил 32,9% к январю прошлого года. Это связано с перегруженностью Восточного коридора РЖД, который не справляется со своевременной доставкой грузов в порты Дальнего Востока. Неожиданно оказалось, что поставки угля через порты Северо-Запада экономически целесообразны даже в адрес покупателей из стран удаленного от Балтики Азиатско-Тихоокеанского региона. Петербург помогает снять проблемы с перевозкой угля из российских центров добычи потребителям в Марокко, Турции, Израиле, Индии, Китае. Возможно, что такая ситуация сложится и с другими грузами. Для таких перевозок организуются регулярные морские линии из БПСПб в обход Европы — через Средиземное море в Турцию и Израиль, а также через Суэцкий канал в страны Азии.

Также после отказа Литвы пропускать по железной дороге до половины грузов из России в Калининград стали быстро увеличиваться объемы морских грузоперевозок из БПСПб в сторону Калининграда. На четырех действующих в этом направлении линиях уже работает около 20 судов.

На прошлой неделе транспортный оператор «Рускон» (входит в ГК «Дело») совместно с контейнерной судоходной компанией Mountain Air Shipping (базируется в Дубае) запустил новый линейный сервис между Стамбулом и «Первым контейнерным терминалом» Global Ports (входит в ГК «Дело») в Петербурге. В сообщении Global Ports говорится, что запущенный маршрут позволит перераспределить нагрузку между инфраструктурой Юга и Северо-Запада России. Турция является одним из основных торговых партнеров России, и новый регулярный маршрут будет способствовать обеспечению эффективной логистики между странами. Сервис также создаст дополнительные возможности для отправки экспортных и импортных грузов в контейнерах через порты Северо-Запада.

Помимо открытия линий крупными компаниями, в условиях нынешнего снижения мировых ставок фрахта судов, в порту появилось большое количество мелких перевозчиков, осуществляющих небольшие разовые перевозки. Их совокупный вклад в грузооборот порта пока небольшой, но он растет, хотя и медленно, поскольку наладить регулярные перевозки им трудно в силу отсутствия репутации надежных партнеров. Чтобы заработать репутацию, нужно несколько лет, так что в 2023 году их усилия не приведут к восстановлению грузооборота БПСПб до уровня 2021 года. Впрочем, отмечает эксперт, тенденция замены крупных мировых морских линий множеством мелких перевозчиков возвращает петербургский порт к ситуации 40-летней давности, что, конечно, не соответствует недавнему статусу БПСПб как мирового логистического хаба.

Источник: rbc.ru

Контакты

Адрес
улица Горбунова, 2с3
Телефон
+7 (495) 744 01 66
E-mail
info@sovlog.ru